Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксанов писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в дошкольном периоде. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.
Цель нашей работы с детьми старшего возраста – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей. В ходе подготовки детей к обучению грамоте ставится и успешно выполняется множество задач.
Работа разнообразна по своему содержанию:
- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуков обозначений;
- обогащение словарного запаса детей;
- создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений);
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков;
- развитие мелкой моторики руки.
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.
Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.